Бизнес в Бахрейне

Бизнес в Бахрейне
​Бахрейн – королевство выгоды. Чем привлекает налоговая система страны и как там начать бизнес.
Группа Компаний Финансовый Эксперт
г. Смоленск, улица Попова, дом 17, офис 209
+7 (900) 228 57 99
12.11.2023

Королевство Бахрейн — небольшое островное государство в Персидском заливе недалеко от Саудовской Аравии, ОАЭ и Катара. Площадь страны — примерно две трети Москвы. В последний год Бахрейн становится все популярнее у российского бизнеса. Во многом это связано с тем, что в Эмиратах возросло околосанкционное давление на компании с российским участием, а также появился корпоративный налог. Бахрейн не ввел антироссийские санкции и остался дружественной страной. В статье узнаете, какие налоги действуют в государстве, как там открыть компанию и банковский счет и какие сферы бизнеса популярны у российских предпринимателей.

В чем налоговые преимущества Бахрейна
Как и в других странах Персидского залива, в Бахрейне есть свободные экономические зоны. Но в них практически те же условия и льготы, что и на остальной территории страны. Так что с точки зрения налогового планирования свободные зоны королевства ничем не выделяются. Единственное отличие — в СЭЗ быстрее происходит таможенное оформление ввозимых товаров: один-два дня вместо четырех-пяти. Рассмотрим, какие налоги платят компании, ведущие бизнес в Бахрейне.

Налог на прибыль. В стране нет налога на прибыль. Корпоративный налог в размере 46 процентов платят только предприятия, добывающие природные ресурсы. При этом нефтетрейдеры также освобождены от налогообложения. Для сравнения: в ОАЭ с 1 июня 2023 года действует корпоративный налог, размер которого составляет 9 процентов. В Саудовской Аравии налог на прибыль для нерезидентов составляет 20 процентов, в свободных зонах — 5 процентов.

НДС. Под НДС подпадают операции, местом реализации которых является Бахрейн. Платят налог компании, у которых годовой оборот превысил 37,5 тыс. динаров. Это около 10 млн руб. Иностранному предприятию потребуется местный партнер — минимум с одной акцией, чтобы встать на учет по НДС и вести налогооблагаемые продажи товаров и услуг на территории Бахрейна.

Стандартная ставка налога — 10 процентов. Поставки по контрактам, которые были заключены до 1 января 2022 года, облагают по ставке 5 процентов. Нулевую ставку применяют при реализации ряда медицинских товаров и лекарств, а также при оказании транспортных услуг внутри страны. Если сравнить с соседями, то в ОАЭ НДС составляет 5 процентов, а в Саудовской Аравии — 15 процентов.

Периодичность отчетности зависит от оборота компании. Если он меньше 100 тыс. динаров (26,5 млн руб.) в год, сдавать декларацию по НДС можно по итогам года. При более крупных оборотах отчетность становится ежемесячной или ежеквартальной.

НДФЛ и социальные отчисления. В Бахрейне нет НДФЛ, а местные жители даже не имеют отдельных налоговых номеров — аналогов ИНН. Но есть социальные взносы, база для которых — начисленная зарплата. Размер отчислений составляет:

с местных работников — 19 процентов, из которых 12 процентов за счет компании, 7 процентов за счет сотрудника;
с иностранцев с правом на работу — 4 процента, из них 3 процента за счет компании и 1 процент за счет работника.
Потолок для уплаты взносов составляет 4 тыс. динаров в месяц (чуть больше 1 млн руб.). Сумма, которая превысит этот лимит, освобождена от социальных отчислений.

Работодатель удерживает и перечисляет взносы в социальный фонд каждый месяц. Посмотрим на примере, какую сумму отчислений заплатит компания, работая в Королевстве Бахрейн, в сравнении с тем, что она заплатила бы в России.

пример
Месячный фонд заработной платы в компании составляет 1000 динаров, или 265 000 руб. В организации трудятся российские специалисты.
Если компания будет работать в Бахрейне, то размер социальных взносов составит 4 процента. За свой счет организация заплатит 3 процента — 30 динаров, с персонала удержит 1 процент — 10 динаров. Итого в социальный фонд пойдет 40 динаров в месяц, или 10 600 руб.
При работе в России компания должна удерживать НДФЛ в размере 13 процентов и перечислять страховые взносы 30 процентов. Сумма НДФЛ составит 34 450 руб. в месяц, или 130 динаров (вычетов по НДФЛ у работников нет), сумма взносов — 79 500 руб., или 300 динаров. Итого взносы плюс НДФЛ составят 113 950 руб. в месяц, или 430 динаров.
Получается, что общий размер ежемесячных отчислений равен:
при работе в Бахрейне — 10 600 руб., или 40 динаров;
при работе в России — 113 950 руб., или 430 динаров.
Если сравнить только взносы, которые уплачивает сама компания, то в Бахрейне это 30 динаров в месяц, в России — 300 динаров.
Налоги у источника. При выплате дивидендов, процентов или роялти налог в Бахрейне не удерживают.

Есть ли между нашими странами налоговое соглашение
Между Россией и Бахрейном пока не заключено соглашение об избежании двойного налогообложения. Но его отсутствие не снижает привлекательности Бахрейна. Ведь в стране не взимают налог у источника выплаты, так что двойного налогообложения при получении дохода из Бахрейна не возникает. Отметим, что между ОАЭ и Россией также нет соглашения, которое касалось бы частных компаний.

Косвенные налоги не регулируются налоговыми соглашениями. Поэтому при работе в Бахрейне платите НДС в соответствии с местным законодательством.

Какая валюта в Бахрейне
Национальная валюта страны — бахрейнский динар. Международное символьное обозначение — BHD.

Это одна из самых дорогих валют мира, уступает только кувейтскому динару. Курс бахрейнского динара официально привязан к доллару США и составляет примерно 2,65 долл. Курс динара к рублю — примерно 265 руб.

Как зарегистрировать компанию
В Бахрейне в большинстве сфер бизнеса нет требований к минимальному размеру уставного капитала компании. Так что в теории учредить предприятие можно и со 100 динарами (26,5 тыс. руб.). Но на практике действует негласное правило — чтобы открыть счет в банке, нужен капитал в 5–10 тыс. динаров (1,325–2,65 млн руб.). Их необходимо внести на счет после нотариального заверения устава компании.

Государство разрешает предприятиям иметь полностью иностранный капитал. Директором может быть иностранец. Ни законодательство, ни банки не требуют, чтобы директор был из местных.

Торговая лицензия. Чтобы вести бизнес, компания должна купить торговую лицензию на выбранный вид деятельности и ежегодно ее продлять. В среднем стоимость лицензии — 500 динаров, или 132,5 тыс. руб. в год. Может различаться размер пошлин на лицензии.

В зависимости от лицензии требования к регистрации компании могут варьировать. Так, для неспециализированной оптовой торговли понадобится местный партнер. Также он потребуется, если компания будет вести деятельность на территории Бахрейна. Но участие местного партнера обычно ограничивается тем, что ему передают одну акцию.

При работе с некоторыми лицензиями необходимо соблюдать определенные условия. Например, организация с холдинговой лицензией уже не сможет заняться другим бизнесом. А предприятие, которое выполняет проектные работы, должно иметь в своем штате минимум двух технических специалистов с достаточной квалификацией.

Проверка перед регистрацией. До регистрации компании иностранный акционер проходит процедуру комплаенса в местном министерстве миграции. Чиновники проверяют инвестора по основным базам международных правоохранительных органов и по санкционным спискам. Процедура занимает пять — семь рабочих дней. После того, как от министерства миграции получено одобрение, нерезидент вправе открыть компанию в Бахрейне.

Регистрация. Общий срок регистрации займет 30–45 дней, однако электронный сертификат о регистрации (eCR) выдадут за один-два рабочих дня. Сертификат содержит утвержденное наименование компании и регистрационный номер. Затем нужно, чтобы муниципалитет утвердил адрес организации. На это уйдет 15–25 дней в зависимости от загруженности чиновников.

В конце процедуры устав предприятия заверяет нотариус, и компания получает финальное свидетельство о регистрации в стране (CR).

Финансовая отчетность. Так как в Бахрейне нет корпоративных налогов, то и требования к финансовой отчетности минимальные. Особенно для компаний, которые не платят НДС. В стране даже не установлен срок для сдачи финансовой отчетности.

Как открыть счет в банке
В Бахрейне более 110 банков, половина которых работает только с юридическими лицами, а 23 предоставляют исламский банкинг (см. подверстку). Крупнейшие по размеру активов — это Ahli United Bank, Arab Banking Corporation, Al Bakra Bank Group, Gulf International Bank.

Чтобы открыть счет и управлять им, учредитель компании должен получить местную карту резидента — CPR, аналог Emirates ID. При этом учредителю придется лично посетить Бахрейн. В некоторых случаях менеджер банка может приехать к клиенту в соседние регионы, например в Дубай.

Открытие счета занимает в среднем 15–30 дней. В банк надо представить пакет корпоративных документов, заверенных подписью и печатью. Разные банки предъявляют к пакету документов разные требования, так что единого списка бумаг нет. Например, если учредитель — иностранное юрлицо, банк может запросить его устав, свидетельство о регистрации, копии торговых лицензий, заверенных апостилем и переведенных на английский или арабский язык. Обязательно потребуется заверенная копия аудированной отчетности за последний финансовый год.

Проводить расчеты с российскими контрагентами через бахрейнские банки можно — главное, чтобы контрагент и его банк не находились под санкциями. Сейчас в Бахрейне упростилось взаимодействие с российским бизнесом. К примеру, один из российских банков открыл в 2023 году корреспондентский счет в бахрейнских динарах. А также в Бахрейне впервые появились юани для корпоративных клиентов.

Как российский бизнес использует бахрейнские компании
Российские предприниматели используют бахрейнские компании в основном как транзитное звено при торговле с третьими странами. Это упрощает логистику и взаимодействие с контрагентами, которые не могут работать с российским бизнесом напрямую. Также среди наиболее популярных видов деятельности нефтетрейдерство, экспорт лесо- и пиломатериалов, камня, импорт сложного оборудования, добыча угля.

В Бахрейне разрешен реинвойсинг, когда при расчетах через бахрейнскую компанию товар физически не попадает в страну. Также в королевстве лояльно относятся к агентской деятельности, на нее можно получить специальную лицензию.

Что такое исламский банкинг
Исламский банкинг — это банковская деятельность, основанная на нормах шариата. Ключевые правила строятся на запретах, главный из которых касается процентных доходов — они запрещены на любые сделки. Также банкам нельзя инвестировать в харамные, то есть запрещенные, сферы: производство алкоголя, табака, свиноводство, игорный бизнес и т. д.

Банки получают прибыль с инвестиций, поэтому распространенные операции исламского банкинга — рассрочка, лизинг, долевое финансирование.

В России 1 сентября 2023 года стартовал эксперимент по исламскому банкингу (Федеральный закон от 04.08.2023 № 417‑ФЗ). Действует эксперимент в Башкортостане, Дагестане, Татарстане и Чечне и продлится до сентября 2025 года.

Назад

© Группа Компаний Финансовый Эксперт, 2023

г. Смоленск, улица Попова, дом 17, офис 209   
+7 900 228 57 99 (viber, whatsapp, telegram)
Посмотреть на карте
Яндекс.Метрика