Амнистия за дробление бизнеса

Амнистия за дробление бизнеса
Кому выпадет шанс избежать наказания за дробление бизнеса?
Группа Компаний Финансовый Эксперт
г. Смоленск, улица Попова, дом 17, офис 209
+7 (900) 228 57 99
09.06.2024

Мало шансов на амнистию у тех, у кого идет выездная
Скоро станут известны параметры амнистии для тех, кто дробил бизнес с целью снижения налогов. Пока ФНС держит все в секрете. Будут ли критерии зависеть от объема выручки компании или ее группы?
Критерии отбора кандидатов на амнистию вряд ли будут зависеть от выручки.

Суть амнистии в том, чтобы дать бизнесу возможность обелить деятельность, не понеся за это наказаний в виде штрафов, пеней и уголовной ответственности. Полагаю, что основным критерием будет инициатива по обелению со стороны самого налогоплательщика или добровольный и своевременный переход на НДС в текущем периоде по первой просьбе ФНС.

Попадут ли под амнистию те, у кого сейчас проходит выездная, или это только для тех, кто сам сознался в дроблении?
Это самый волнующий вопрос.

Буду категоричен. Не уверен, что в отношении уже выявленных правонарушений и по состоявшимся выездным проверкам будет такая амнистия. Если все-таки произойдет обратная ситуация, могу искренне порадоваться за налогоплательщиков. Но такой исход маловероятен.

Ранее вы говорили, что амнистия повлечет за собой усиление мер контроля, поскольку налоговики будут понуждать бизнес работать в белую (см. статью по теме). Выходит, спорить с инспекцией по этому поводу будет бессмысленно?
Спорить всегда можно и нужно, в особенности еще до начала выездной. Пока можно только рассуждать, как будет проходить этап амнистии. Если чисто теоретически, скорее всего, ФНС будет делать акцент именно на добровольном побуждении и амнистии, а не увеличивать количество трудоемких проверок по дроблению.

Проверки, где есть признаки искусственного дробления, довольно трудоемкие для налоговиков. Требуют анализа и сбора доказательств. Поэтому шанс отбиться от выездной при большом количестве выявленных кандидатов для амнистии будет повышаться.

Обещают не наказывать тех, кто сам обелит деятельность. Потребуется доплатить налоги, но за сколько налоговых периодов?
Полагаю, что обелить деятельность надо будет с начала текущего года, поскольку о доплате налогов за прошлые годы речи не идет. Ведь иначе просто нет смысла добровольно обеляться.

Ряд чиновников предлагают такой механизм амнистии, где прощать будут только тех, кто задекларирует все подконтрольные компании. Это возможно?
Радикальный подход.

Полагаю, что такой механизм действительно может однозначно определить, кто подпадает под амнистию, а кто нет. И тем самым даст возможность избежать наказания за прегрешения прошлого и исключить ошибки в будущем. Но согласится ли на это ФНС, пока предположить сложно, ведь вся отчетность проходит через налоговиков, и им придется камералить декларации.

ФНС будет делать акцент на добровольном обелении, а не увеличивать количество проверок
Еще вопрос. Как обеление отразится на досье компании? Будут ли инспекторы таких налогоплательщиков отмечать в своей базе, к примеру, что они под усиленным контролем?
Скорее наоборот: те, кто обелятся, не будут интересовать налоговиков.

Важно выявить и оценить все признаки дробления
Организация в связке с другими ООО работает на упрощенке и таким способом распределяет выручку, чтобы не потерять право на спецрежим. Как ей пройти через обеление с наименьшими потерями? С чего следует начать?
Вероятно, что рекомендуемый механизм все-таки пропишут в законопроекте или его разъяснениях. Но выглядеть это может следующим образом: основная организация или та, которую выберет сам налогоплательщик, должна перейти на уплату налогов по общему режиму, а остальные фирмы — те, что созданы фиктивно, прекратят свое существование.

Соответственно, в результате все обороты, производственные ресурсы и персонал аккумулируются в той организации, которая продолжит вести бизнес-деятельность. Но не исключаю, что в итоговом варианте законопроекта чиновники закрепят и иные условия обеления.

Какие риски учесть бизнесу?
Прежде всего надо проанализировать, достаточно ли признаков, указывающих на схему дробления.

В практике существует более ста признаков, указывающих на дробление бизнеса. Наиболее опасные из них: отсутствие деловой цели, взаимозависимость, совпадение юридических и IP-адресов, финансовые потоки, один бренд, торговая марка, а также отсутствие ресурсов и расходов у участников бизнес-структуры. Следовательно, чем больше выявлено таких признаков, тем больше риск, что налоговая заподозрит схему. В этом случае стоит задуматься о реструктуризации.

Что конкретно включает в себя реструктуризация? Какие у нее этапы? Как разработать свою индивидуальную стратегию?
Сразу отмечу, реструктуризация — это трудоемкий и длительный процесс.

Вариантов реструктуризации несколько — все зависит от специфики деятельности компании и ее предпочтений. Но можно выделить три основные стадии.

Выявление и оценка всех рисков и признаков дробления.
Моделирование — разработка макета, который включает в себя такие сферы, как налоги, корпоративный контроль, защита активов и расчет финансовой модели.
Подготовка подробной дорожной карты для внедрения изменений.
К выбору стратегии надо подходить осознанно
С юридической точки зрения в чем преимущества амнистии?
Представители бизнеса станут более осознанно подходить к выбору стратегии, по которой ведут предпринимательскую деятельность.

Почти за 10 лет существования АСК НДС-2 не искоренил схемы работы с однодневками, так и фокус на дроблении не решит проблемы мгновенно, за один год уж точно. Но проблема будет актуальной не только для наиболее сознательных бизнесменов, кто занимается структурированием уже сегодня, но и для всех малых и средних бизнесов.

Ощущается ли сейчас наплыв клиентов, которые обращаются с вопросами амнистии?
Структурирование бизнеса — это тенденция последних пяти лет. Поэтому к нам часто обращаются клиенты с признаками дробления, которые хотят их исключить или минимизировать, таких у нас больше сотни. Это как раз те самые сознательные бизнесмены, которые не ждут принудительной амнистии от ФНС.

Проблема в том, что для подавляющего большинства малых и средних бизнесов общий режим налогообложения снижает рентабельность до нуля или даже уводит в минус, если брать в расчет экономическую ситуацию в стране. Поэтому само собой нужно искать компромиссные варианты, которые помогли бы компаниям не резко, а плавно повышать налоговую нагрузку при переходе с упрощенки на общий режим. Возможно, что такое решение найдут.

Назад

Яндекс.Метрика